К диплому прилагается гаечный ключ

Oкaзывaeтся, рoссийский aвтoзaвoд мoжeт быть кузницeй чeмпиoнoв

Нa гoнкe Дaкaр-2007 случилaсь oднa из сaмыx стрaшныx aвaрий в истoрии рaлли. Чeмпиoнскaя кoмaндa КaмAЗa в тучe пыли пoшлa нa oбгoн джипa, и нa скoрoсти 120 килoмeтрoв в чaс грузoвик нaлeтeл нa придoрoжную груду кaмнeй. Мaшинa пeрeвeрнулaсь, oт удaрa смялo кaркaс бeзoпaснoсти, кузoв срeзaлo, слoвнo нoжoм. Из сплющeннoй кaбины спaсaтeли с трудoм извлeкли и пeрeдaли сaнитaрaм пилoтa Чaгинa и мexaникa Савостина. Штурман Якубов, несмотря на ушибы и перелом руки, от эвакуации наотрез отказался и на месте аварии ждал прибытия техпомощи. Гонку они, конечно, уже продолжать не могли, но местные аборигены оставленный без присмотра грузовик разобрали бы на части. А машина экипажу слишком дорого стоила.

Этот случай многое объясняет в судьбе Семена Якубова и команды «КамАЗ-мастер», которую он создал. Положа руку на сердце, наша страна не была центром мирового автомобилестроения, даже когда советские корабли бороздили космические просторы. А последние попытки создать то народный автомобиль, то правительственный кортеж дают только пищу для анекдотов. И в это же время экипажи грузовиков, собранных на автозаводе в Набережных Челнов, уже 14 (!) раз берут главные призы на самой изнурительной и самой престижной многодневной гонке. Как они вообще могут раз за разом заставлять глотать пыль пилотов грузовиков ведущих мировых брендов — всех этих IVECO, MAN, Scania, Mercedes-Benz?..

«Ралли – это состязание моторов и характеров, — отвечает Семен Семенович. — Наши люди всегда были сильны командным духом. Ну и КамАЗ, как видите, может обогнать любого. Особенно если получится машину как следует к гонке подготовить».

Машины к главным соревнованиям экипажи готовят фактически весь год. Усиливают подвеску и каркас, добавляют мощности двигателю, вносят конструктивные изменения в тормоза, ходовую и множество других узлов и деталей. По сути, работает настоящее КБ, где инженеры, слесари и испытатели в одном лице. «В состав команды мы принимаем только тех, кто приходит с дипломом в кармане и гаечным ключом в руке», — улыбается Якубов, но понятно, что он говорит всерьез.

Сам он сначала взялся за ключ. Вспоминает, как подростком допоздна пропадал в гараже строительной фирмы отца, где слесари ремонтировали трофейный студебеккер. После школы был Курганский машиностроительный институт, должность главного инженера автосборочного производства, начальника научно-технического центра КамАЗа. Там Якубов приобщился к заводской команде гонщиков на багги. Руководитель НТЦ не только технически помогал команде, но сам участвовал в соревнованиях и однажды на гонке в Подмосковье взял свой первый главный приз — новенькую «Лада-2011» цвета кофе с молоком.

И однажды генеральный директор КамАЗа, оценив спортивные амбиции подчиненного, предложил Якубову совместить приятное с полезным – создать команду и готовить грузовики специально для участия в больших гонках. Они готовили машины два года, и дебют тогда еще советских грузовиков на ралли Дакар-1991 произвел настоящий фурор: второе и третье места. Казалось, до первого места всего шаг, но спустя год все машины из-за поломок сошли с дистанции, не добравшись до финиша.

Чемпионами становятся те, кто делает правильные выводы из поражений. Анализируя провал, Якубов пришел к решению радикально изменить тактику. Если их соперники боролись каждый за себя, то он решил попытаться убедить пилотов КамАЗа, что важнее всего интересы команды.

«Гонка длинная, на разных этапах у всех случаются поломки, — говорит Якубов. – Как показывает практика, два экипажа с проблемой справляются гораздо быстрее. Кроме того, проще идти по трассе след в след, сменять и поддерживать друг за друга. Ну, а кому стартовать первым на последнем этапе, пусть решает жребий».

Благодаря этой тактике следующее ралли они с первого дня были в группе лидеров, а на последнем отрезке совершили рывок и обошли чешскую «Татру». Снова взяли второй и третий приз, пропустив вперед только экипаж итальянской командой «Перлини». Но уже было ясно, что второй подиум не случаен, команда на правильном пути и победы придут.

Так оно и случилось. Первый раз на Дакаре-1996, а в новом столетии команда из Набережных Челнов побеждает почти в каждой гонке. Абсолютным рекордсменом среди пилотов стал Владимир Чагин, семь раз бравший «золотого бедуина». Причем именно Якубов привел его в команду, приходил вместе с ним к первым победам в качестве штурмана, а затем передал ему и руководство командой.

Кстати, в чемпионских экипажах нет профессиональных гонщиков. Пилоты, штурманы, механики и обслуживающий персонал – практически все выходцы с КамАЗа, что называется, заводская косточка. Поначалу пробовали приглашать именитых спортсменов, но те на первых же этапах выводили машины из строя. «Но ралли, — говорит Якубов, — это не гладкий асфальт, где надо только нажимать на газ. На пересеченной местности скорость должна быть соразмерна преодолеваемым препятствиям. А кто лучше всех чувствует возможности машины? Да тот, кто ее перебрал собственными руками».

Скажем, руководитель команды Владимир Чагин как механик замечательно разбирался в технике, но до появления в команде участия ни в каких соревнованиях не принимал. А на Дакаре-2017 победил Эдуард Николаев, сын ведущего специалиста технического центра завода. Он еще после школы стучался в двери команды, но Якубов поставил условие: без диплома инженера тебя не примем. Институт Эдуард закончил, и сегодня уже имеет три «бедуина» в качестве штурмана и пилота.

Как известно, труднее всего бывает пройти испытание медными трубами. С большими победами появились люди, желавшие погреться в лучах славы или использовать ее в своих интересах. Супруга Ольга Якубова, дизайнер и разработчик атрибутики команды, вспоминала заманчивое предложение Бориса Березовского. Тогдашний секретарь Совбеза и теневой кардинал предлагал мужу возглавить строительство трассы Формулы- 1 в ближнем Подмосковье.

«Признаюсь, что я тогда обрадовалась, — вспоминает Ольга. – Как-никак столица, перспективы, покровительство таких больших людей… А он сказал, как отрезал: «Нельзя Антею отрываться от земли. Я человек заводской трубы и отсюда никуда не уйду».

А не опасается ли создатель команды, что сменившая его за рулем молодежь может забронзоветь?

«Ни в коем случае, — уверен Якубов. — Ребята понимают, что для их победы весь коллектив, не покладая рук, трудился целый год. Осознают, что продолжают славные традиции, которые обязаны умножать, и что вслед за ними, придут такие же, как и они жаждущие побед.

Заслуженный мастер спорта, лауреат Госпремии РФ Семен Якубов в канун семидесятилетия вывел свою формулу счастья. У каждого появившегося на свет человека, уверен он, своя предопределенность. И если ему удается в полной мере себя в ней реализовать – значит, он нашел свое счастье. Якубов счастлив, что ему в этом смысле повезло — своей главной победой он считает, стала та самая команда, равной которой на сегодня в мире нет.

В 2009 году команда «КамАЗ-Мастер» Семена Якубова выступила одним из организаторов ралли «Шелковый путь». На этот раз гонка традиционно стартовала в Москве, а финиширует в китайском Сиане, откуда в средние века начинался восточный торговый путь в Европу. В гонке грузовиков после восьмого этапа лидирует экипаж пилота из Набережных Челнов Дмитрия Сотникова.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.